Вот уже во второй стране, в которой живу, я имею возможность наблюдать эволюцию патриотизма через национализм к фашизму. Сначала на Украине, а теперь и в Израиле.
Но вначале давайте разберемся с понятиями.
Патриотизм – это любовь к своей родине, или к своей стране. Вполне безобидное, я бы даже сказал, полезное и конструктивное чувство. Патриотизм прививают ребенку с малых лет в садике, школе. Любое государство заинтересовано в развитии чувства патриотизма у своих граждан, ведь молодой человек должен служить в армии, и для того, чтобы хорошо защищать свою страну, он должен ее любить. Это естественно и ничего плохого в этом нет. Но на каком-то этапе переступается часто невидимая грань, и патриотизм превращается в национализм. С национализмом дело уже обстоит не столь однозначно, как с патриотизмом. В основе национализма, вроде бы, тоже лежит любовь к своей стране, к своему народу, к своей нации, но к нему примешивается некий душок превозношения, превосходства над другими народами и нациями.
Что, казалось бы, плохого в том, когда, к примеру, на Украине люди после распада СССР возвращаются к своему родному языку, возрождают национальную культуру и обычаи? Но на практике это получается за счет ограничения или даже борьбы против иного языка и иной нации. Начали с благого дела возрождения украинского языка, закончили изгнанием русского. Почему, развивая что-то одно, обязательно ограничивают другое?
Так единое общество раскалывается на противоположные и враждующие между собой части. Любовь к своей стране и народу превращается в борьбу с другой страной или народом (или с носителями ее языка). И далее естественно следует уже сползание к фашизму, когда борьба с другим народом облекается в форму насилия: увольнение с работы по национальному или языковому признаку, запрет на иной язык и культуру, а то и прямое уничтожение ее адептов.
Слава Богу, на Украине дело не дошло до гражданской войны, но уже было официальное признание властей в качестве национальных героев Степана Бандеры, воинов Украинской Повстанческой Армии, воевавшей в составе фашистских войск во Второй Мировой войне.
Уже в ветеранов Великой Отечественной, которые на День Победы пришли возложить венки на могилы своих товарищей, бросались камни и сыпались проклятия…
Приехав с Украины в Израиль, я сразу попал в националистическую атмосферу. Израиль – страна евреев и здесь культивируются именно еврейские ценности и нация. Израиль вынужден вести борьбу за свое существование, ведь с самого первого дня провозглашения государства, оно было атаковано рядом арабских стран, задачей которых было не допустить возникновения Израиля. И вот эти вынужденные, навязанные Израилю условия борьбы за выживание, обостряют ситуацию с национализмом до крайности.
Не быть националистом в Израиле воспринимается, как предательство национальных интересов. И в этом состоит опасность, которую не все видят.
Можно сказать так, в Израиле существует две опасности: внешняя угроза уничтожения и угроза внутренняя, которая состоит как раз в том, что национальные интересы приведут к фашизму. Насколько реальна эта внутренняя угроза?
Особенность Израиля в том, что только в Израиле принимают на жительство людей по национальному признаку (евреев и связанных с ними). То есть, национализм в Израиле - это главный формообразующий элемент страны, государства. И в этом смысле Израиль можно назвать последним оплотом национализма. И когда в Израиле будет сломлен хребет национализму, тогда национализм будет окончательно преодолен в мире, как детская болезнь. И люди уже более не будут унижать друг друга и воевать по национальному признаку. Ныне же политически Израиль расколот на правых (националистов) и левых (демократов). На своей прошлой работе я много общался с учителем по истории, коренным израильтянином (назовем его Габи), который представляет собой то, что в Израиле принято называть левой интеллигенцией. Этот человек, родители которого были выходцами из Польши, в свободное от работы время ходил на демонстрации, устроенные левыми силами, помогал арабам. Он регулярно возил одежду и продукты бедным арабским семьям и рассказал мне историю о том, как он судился с работодателем-евреем, "кинувшим" своего работника-араба, отца многодетной семьи на деньги, то есть, не заплатившем ему за работу. Мы с Габи вели частные дискуссии о политике и религии (он был атеистом), и, несмотря на политические и религиозные расхождения, симпатизировали друг другу. Габи человек доброй души, часто приносил мне русские книги, имеет прекрасное чувство юмора, и говорить с ним мне было в удовольствие.
Как то я у него спросил, как левые относятся к правой партии НДИ (Наш Дом – Израиль, партии, которую основали выходцы из СССР) и к ее лидеру Авигдору Либерману?
Габи, обычно очень сдержанный в эмоциях и эпитетах, назвал лидера НДИ фашистом и что многие левые будут голосовать на выборах за Ципи Ливни, главу партии «Кадима».
Чем, признаюсь, весьма удивил меня (я впервые посмотрел на Либермана, которого весьма уважаю, признавая за ним ярко выраженные черты и харизму лидера) с этой стороны. Либерман – и фашист?
Вообще, израильское общество в последнее время, после годов интифады, Второй Ливанской Войны и операции «Литой свинец» в Газе, значительно поправело. Национальные интересы и без того весьма ярко выраженные в еврейском государстве, стали выражаться более радикально. Особенно это касается русских репатриантов, не прошедших на своей бывшей родине школы демократии. Мы были воспитаны на противостоянии двух систем, нам всегда внушали образ врага (что с кем-то обязательно нужно все время воевать). И вот на такую-то «благодатную» почву и упали семена национализма. Упали и проросли. И теперь у меня складывается такое впечатление, что мало кто из репатриантов вообще понимает, что одно дело иметь дело с арабским терроризмом (фактически фашизмом), и совсем другое – быть фашистом самому.
Одно дело – быть ненавидимым кем-то и совсем другое – ненавидеть самому.
И если первое мы часто не выбираем (отношение к нам), то за второе мы сами в ответе, ибо это результат нашего выбора. Совсем не обязательно быть фашистом самому, чтобы воевать с фашизмом. Но ненависть часто рождает ненависть, и среди русских нередко можно услышать слова ненависти в адрес арабов. Я считаю, что эта ненависть подогревается политической верхушкой Израиля, риторикой правых партий, законами, которые они инициируют (типа «О лояльности к Израилю», о лишении депутатских полномочий некоторых депутатов- арабов и пр.).
Но ненависть не может быть легитимной с цивилизованной точки зрения.
Разумеется, у каждой страны есть право защищать себя от нападения внешних врагов. Но особенность Израиля в том, что арабы - это жители Израиля, и, если воспринимать их, как врагов, то это - не внешний враг, а внутренний. И фактически, в Израиле происходит конфликт на национальной почве. Это так, если называть вещи своими именами.
А значит, и решение этого конфликта возможно только через примирение наций, то есть через преодоление верховенства национализма, то есть через победу демократических ценностей. Это и ожидает нас в будущем.
А в ближайшем будущем я прогнозирую объединение интересов правых партий (и прежде всего НДИ) с интересами религиозных партий (ШАСа и других), которые традиционно националистически настроены, ибо именно они культивируют еврейство, как религиозно-национальную сущность.
Таким образом, под давлением внешних и внутренних угроз вполне возможно сворачивание демократии, которая в Израиле, в отличие от Западных стран, еще не укоренилась и вполне не оформилась законодательно.
Уже сейчас на израильских русскоязычных форумах наблюдаются проблемы со свободой слова, где оппонента, не разделяющего общей ненависти или просто инакомыслящего, считают за врага, за антисемита, за предателя.
Одним словом, я совсем не исключаю, что к власти в Израиле может прийти сильный националистически настроенный лидер, который даст бой арабам и ввергнет Израиль и весь мир в третью мировую войну.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
вы мне скажите только честно, в вашей израиле таки есть конституция? или таки нет? а демократия есть? ещё ни одной стране не удалось сделать деиократию без конституции, но кто израилю указ?
предвижу уже возражения безмозглых и настрополённых...
но не ваши!
о зехен вейц! Комментарий автора: Конституции нет. Демократия - восточная, то есть, является таковой только на фоне деспотичных арабских режимов.
Ной - как он ухаживал за животными? - Николай Погребняк Каждый зимний день, видя, сколько сена заносят, а затем, сколько навоза выносят из коровников в их деревне, мой знакомый представил, насколько ужасной была участь семьи Ноя на ковчеге. Ведь там было каждой твари по паре...