«Первый в мире Музей хлеба появился в 1955 году в городе Ульм (Германия). В одном из бывших амбаров фабриканта Вилли Эйслена была открыта для посетителей постоянная экспозиция, и с тех пор она постоянно пополнялась и обновлялась. В коллекции музея хлеба собрано больше 18 тысяч экспонатов, рассказывающих об истории выращивания зерна, о совершенствовании орудий труда землепашцев, мельников и пекарей, о значении хлеба в истории человечества».
Причащение в церкви происходило вином и хлебом. Эта традиция сохранилась и до нашего времени. А еще у русского народа есть православный праздник, посвященный хлебу — Третий или Хлебный Спас. Он является своеобразным символом завершения жатвы хлеба. В этот день принято освящать хлеб в храме, а после съедать с домочадцами, получая особую благодать и покровительство Бога. Поговорка, приуроченная к «Третьему Спасу», звучала так: «Третий Спас — хлеба припас».
«Хлеб — всему голова!» - гласит старая пословица. Она проверена временем: действительно, без хлеба невозможно насытиться даже самым питательным, богатым обедом с обилием различных блюд. И наоборот, если на столе присутствует это изделие из муки — считай, голодным не останешься. Хлеб испокон веков уважали и любили практически все народы, проживающие на планете Земля. Да и сегодня мало, что изменилось. По этой причине чуть больше десятка лет тому назад был учрежден праздник, посвященный «Его Величеству Хлебу».
В каждой советской столовой были плакаты «Хлеб – всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб драгоценность – им не сори!». Вариантов слоганов о ценности хлеба было много, но мало кто задумывался о причинах бережного отношения к нему. Тем более, что пропаганда стала уделять внимание бережному отношению к хлебу, как таковому, лишь в шестидесятые годы.
«На съезде Ленин говорил о необходимости, о продовольствии и хлебе. Слово «хлеб», звучавшее у других ораторов как отвлечённое, чисто экономическое и статистическое понятие, приобретало у него благодаря неуловимым интонациям образность, становилось чёрным ржаным хлебом, тем хлебом насущным, по которому истосковалась в то время страна. Это впечатление не ослабляло значительности речи и её государственной важности».
Хлеб всегда был скрытой пружиной борьбы. В борьбе за хлеб обнажались и обострялись противоречия, проходили проверку люди, и, как на фронте, сразу определялось чего стоит человек. «Пока у нас недостаток хлеба, крестьянин должен будет давать советскому хозяйству натуральный налог в виде хлеба под страхом беспощадной расправы. Крестьянин через год привыкнет к этому и будет давать хлеб».
«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» - /Быт 3.19/. Зачем сетует человек живущий? В то же время и в этой части приговора также присутствует милость. Человек будет проливать пот, но его тяжелый труд сделает отдых более желанным, когда он вернется в землю, как в свою постель; он будет скорбеть, но не умрет с голоду; он будет иметь печали, но в печали будет, есть хлеб, который укрепит его сердце.
«И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего» - /Быт. 14.18/. Он вынес хлеб и вино, чтобы освежить Аврама и его воинов и поздравить их с победой. Он совершил это как царь, наставляя нас делать добро. Общаться и оказывать гостеприимство в соответствии с нашими возможностям; тем самым он продемонстрировал духовное обеспечение силой и утешением, которые Христос заложил в Завете благодати для нашего подкрепления, когда мы устаем от духовных сражений.
Гораздо естественнее и ближе к истине будет то объяснение, что «хлеб и вино» – эти два главных жизненных продукта Палестины – употреблены были здесь Мелхиседеком для выражения его гостеприимства и почтения к Авраму, подобно тому, как и у нас практикуется встреча «с хлебом и солью» для высоких и почетных гостей. Этим, разумеется, нисколько не исключается возможность усматривать в данном историческом факте и известное прообразовательное значение, указывающее на его связь с новозаветным таинством евхаристического хлеба и вина.
Манна была мертвой материей: когда ее оставляли на ночь, она портилась, в ней заводились черви, а Христос вечно живущий, Он вечный хлеб, который никогда не плесневеет и не стареет. Учение Христа распятого и теперь укрепляет и утешает верующего так же, как и всегда, Его посредничество остается таким же ценным и действенным, каким было и всегда.
«Есть знаменитая история о французской королеве Марии Антуанетте. В стране назревала революция, которая вскоре и разразилась. Люди умирали от голода, народ бунтовал, и королева спросила, отчего все это. Ей ответили: «У них нет хлеба». «Если у них нет хлеба, - сказала Мария Антуанетта, - пусть едят пирожное». Она не могла себе представить жизнь без знакомого ей изобилия; она не знала реальной жизни».
Выдержка А.Чехова Архиерей: «У девочки, задрожал подбородок, и слезы показались на глазах, поползли по щекам. «Ваше преосвященство, - проговорила она тонким голоском, уже горько плача, — дядечка, мы с мамой остались несчастными... Дайте нам немножечко денег на хлеб... будьте такие добрые... голубчик!..» Он тоже прослезился и долго от волнения не мог выговорить ни слова, потом погладил ее по голове, потрогал за плечо и сказал: «- Хорошо, хорошо, девочка. Вот наступит светлое Христово воскресение, тогда потолкуем... Я помогу... помогу…» «Не покушать ли супчика». И помер Архиерей от брюшного тифа.
А на другой день была Пасха».
Всякий поденщик, избыточествуют хлебом, какой богатый дом у отца! Заметьте: Во-первых, что в доме Отца нашего Небесного есть хлеб для всей Его семьи. В этих словах заключен намек на двенадцать хлебов предложения, которые всегда лежали на столе в святилище, по одному хлебу на каждое колено.
Во-вторых, этого хлеба было не только достаточно, но он был в избытке, в достаточном количестве для всех и для каждого, в том числе и для тех, кто еще присоединится к семье, и при этом останется избыток для благотворительности.
«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» -/Мат.7.9/. В данном примере предполагается, что сын просит хлеба, то, что совершенно необходимо, и рыбы то, что полезно. Но если бы сын имел глупость просить камень или змею, незрелые фрукты, чтобы съесть их, или острый нож, чтобы поиграть с ним, то отец, несмотря на всю свою доброту, будучи человеком разумным, отказал бы ему. Мы можем быть уверены, что нам не будет отказано и мы не разочаруемся, не получим камня вместо хлеба, который может сломать наши зубы (хотя жесткие корки и нужны для зубов), и вместо рыбы змею, которая может ужалить нас. В действительности, мы имеем причину, опасаться этого, поскольку заслужили такое обращение, но Бог относится к нам лучше, чем наши грехи достойны того. Мир часто вместо хлеба дает камни и вместо рыбы змею, но Бог никогда так не делает. Более того, мы будем услышаны и получим ответ на свои просьбы, ибо родители близки к своим детям.
Иуда ел, хлеб с Христом опускал, вместе с Ним руку в одно блюдо. Лицемеры, прикрываясь внешним исповеданием, принимали участие в Господней вечере и таким образом вкушали от хлеба детей, как если бы и сами были детьми.
Покупают хлеб - с изюмом, зернами, оливками - в хлебных бутиках. В рамках этого течения хлеб становится арт - объектом: есть выставки, посвященные хлебу, он на облож¬ках журналов. Есть и «середина» - те, кто уже не воспринимает хлеб как основной продукт, но еще не покупает его как продукт особенный. Эта категория людей ест хлеб в качестве закуски, время от времени. Многие считают, что хлеб «умер»: он больше не основное блюдо, нет булочных, никто не ходит «за хлебом», в ресторанах его приносят автоматически - как необязательную закуску…. При этом есть предприниматели, надеющиеся на «эпоху хлебного возрождения»…
Несмотря на то, что в Талмуде сказано: «Только глупцы занимаются пророчеством», - и все же попробуем сделать прогноз. Роль хлеба, конечно, меняется, но у него огромный потенциал. И мы, по сути, только открываем его для себя. Это уникальный продукт: он сочетается почти со всеми продуктами и влияет на все органы чувств. Работает все: аромат, вкус, текстура…. Тот, который мне дает жена. Как человек современный, не считаю, что хлеб - это что-то сакральное само по себе. Но для нас очень важен и наполнен смыслом контекст, в котором вкушается хлеб. «Потому что, как говорится, человек одной рукой штанину одевает, а другой кусок хлеб берёт».
«Приятен для человека хлеб, добытый ложью, но потом его род наполнится каменной крошкой» - /Прит.20.17/. Совершать грех может быть приятно. Хлеб, приобретенный неправдою (как и богатство, добытое мошенничеством, ложью и угнетением), может быть сладок для человека, особенно сладок оттого, что добыт нечестным путем, - такое удовольствие получает плотский ум, добиваясь успеха своих нечестивых планов. Все удовольствия и прибыль от греха - это хлеб, приобретенный неправдою. Они украдены, так как являются запретным плодом, и обманут людей, так как представляют собой не то, чем кажутся. Однако какое-то время их перекатывают под языком, как сладкую конфетку, и грешник благословляет себя в них. Но при размышлении он окажется горьким, впоследствии рот грешника наполнится дресвою. Когда его совесть пробудится, когда он увидит себя обманутым и осознает гнев Божий, проливающийся на него за каждый грех, как болезненно и тревожно он будет вспоминать его! Наслаждения от греха длятся недолго и заканчиваются скорбью. Некоторые народы наказывали преступников, подмешивая в их хлеб камешки — дресву.
«Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали, Почему же тридцать миллионов снопов отобрали?
Как же в вашем дворце быки оказались? Настоящий человек не ест никогда
Хлеб праздности, как вы господа!» -
/Из соч. древних китайских писателей/
В еврейской традиции различают два вида хлеба: мезонот - то, что вы бы назвали «хлебобулочными изделиями», и собственно хлеб - хала. Это два совершенно разных продукта, и даже благословения на них произносятся разные. Хлеб, благословляемый словами «который Ты выводишь из земли», может состоять только из тех злаков, которые признаны хлебными, - пшеницы, ячменя, ржи, гречки. Все остальное - ни кукурузный, ни рисовый - хлебом считаться не может.
На первый взгляд напутствие Господа кажется проклятием, но на самом деле это благословение. «В поте лица своего» — то есть через труд. Именно труд, дело, которым мы занимаемся, дает нам возможность реализоваться, дает нам смысл жизни. И, кроме того, тот «хлеб», те результаты, которые мы получаем, когда трудимся, мы ценим гораздо больше.
Вот, что пишет Ироним: «В Евангелии, которое называется «от евреев», вместо хлеба насущного я обнаружил слово «mahar», что означает «завтрашний», так что выходит такой смысл: Хлеб наш завтрашний, то есть будущий, дай нам сегодня. «Хлеб на завтра» в то же время содержит ограничение: речь идет о физическом выживании, а не о богатстве. Мы можем и по – другому понять выражение «хлеб насущный», как тот, который превыше всех сущностей и превосходит все творения». Кроме того, это толкование лучше всего объясняет наличие определения «наш» к слову хлеб. «Наш» - в смысле, заработанный, а не свалившийся с небес. Но и Иисус, и Матфей, и Лука знают, что заработанное сегодня можно потратить только завтра. Сегодня ты работал целый день, получил деньги и купил муки. Твоя жена замесила вечером хлеб, который твоя семья съест завтра. Этот принцип и выражен в молитвенном прошении».
«Диавол хотел, чтобы Христос сам обеспечил Себя хлебом. «Нет, говорит Христос, - какая в этом нужда? Этот вопрос давным-давно решен, и неопровержимо доказано, что человек может жить без хлеба, как Израиль жил в пустыне сорок лет, питаясь одной лишь манной». Действительно, Бог обычно подкрепляет человека хлебом земли: «вырастит хлеб» - /Иов 28.5/. Но Он может, если захочет, и другими способами поддержать человеческую жизнь – «всяким словом, исходящим из уст Божьих», то есть всякое средство, которое Бог назначит и определит человеку, будет таким же насущным для поддержания его жизни, как и хлеб. Мы можем иметь хлеб и, тем не менее, не насыщаться им. Если Бог отнимет Свое благословение: «Ты будешь есть, и не будешь сыт» - /Мих.6.14/, ибо, хотя хлеб это опора жизни, но опорой хлебу является благословение Божье, а также можем нуждаться в хлебе и, тем не менее, быть насыщенными каким-то иным способом. Бог подкреплял Моисея и Илию без хлеба, а теперь и Самого Христа в течение сорока дней. Он питал Израиль хлебом небесным, ангельской пищей, Илию - хлебом, который ему чудесным образом приносил ворон, и руками вдовы, у которой мука умножалась также чудесным образом. Поэтому Христу не надо было превращать камни в хлеб, Он надеялся, что и теперь, когда Он был голоден, Бог подкрепит Его силы, как делал это в течение сорока дней.
Примечание. Как при большом изобилии хлеба нам не следует думать, что мы обходимся без Бога, так и в большой нужде мы обязаны учиться жить, уповая на Бога. И когда не расцветет смоковница, и нива не даст пищи, и не окажется никаких обычных средства пропитания. И тогда мы должны радоваться о Господе и не должны требовать то, чего нам хочется, вопреки Его воле, но смиренно просить у Него то, что Он считает необходимым дать нам, и благодарить Его за полученную порцию хлеба, если даже она будет небольшой. Научимся же у Христа находить Божьи, а не свои собственные пути и не будем добывать себе пропитание незаконными путями, когда нас стеснит нужда. Мы находимся в опасности уклониться с нашего пути либо направо, либо налево, поэтому должны остерегаться, чтобы, избегнув одной крайности, не оказаться увлеченными уловками сатаны в противоположную, чтобы, борясь с расточительностью, мы не стали скупыми.
Высокие места, они весьма скользкие. Успехи в этом мире делают человека прекрасной мишенью для раскаленных стрел сатаны. Бог унижает нас, чтобы потом возвысить, а диавол возносит, чтобы потом низвергнуть, поэтому тот, кто остерегается падения, должен остерегаться возвышения».
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным. А в церквях в собрании этот обычай не соблюдают, хотя Христа проповедуют, а заповедь Христа не соблюдают. «Но Иисус сказал им (и вам): «не нужно им идти; вы дайте им есть, пейте из неё все» - /Мат.14.16; 26.27/.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности